Танцевальная культура Хорезма

Танцевальная культура Хорезма


История хорезмского танца


Уже много сотен лет насчитывает хорезмский народный танец "Лязги". Танцевальная культура Хорезма, веками изменялась и совершенствовалась, приобретая новые своеобразные формы, обладающая яркой и выразительной техникой, эмоциональной насыщенностью и открытостью. Исполняемый узбекскими мастерами танцевального искусства, чувственный танец хорезмской школы, на протяжении многих лет доставлял окружающим радость и эстетическое наслаждение. В наши же дни он также популярен и приобретает все большее значение.

Разного рода литературные и исторические источники, а также памятники материальной культуры, рассказывают нам о многовековой истории хорезмского танца.В одном из залов дворца хорезмшахов имеется «Зал танцующих масок». На стенах этого невероятного сооружения сохранились изображения замаскированных танцоров.

Только благодаря людям, живую душу танца и образность исторических памятников культуры смогли пронести через эпохи. Эти люди являются прямым доказательством богатейших национальных традиций. Национальные легенды и сказки, песни и танцевальные припевки «ривоя», их имена хранят - великие артисты и пастухи, крестьяне и поэты, храбрые воины и ремесленники. В Хорезме с давних времен и до наших дней, не проходит ни один праздник, ритуал или обычай, где бы отсутствовал танец,.


Классика танца


Хорезмская хореография основана на структурно-стилистическом методе, что позволило выявить следующие четыре рода хорезмских танцев:

  • сюжетно-изобразительные танцы и танцевальные пантомимы;
  • цирковые танцы;
  • традиционно-бытовые танцы;
  • классические танцы.

В репертуаре хорезмских масхарабозов (артисты традиционного национального театра) сохранялась одна из начальных форм сюжетно-изобразительного танца и танцевальной пантомимы подражания животным и птицам. Музыка, пантомима, танец, слово, пение и драматические элементы, сливаются воедино и образуют своеобразную художественную структуру синкретичности.

К комическому жанру относятся все танцы и танцевальные пантомимы масхарабозов. Поданная как бы через призму комических средств, остроумная иллюстрация жизненных событий, явлений и характеров. Комические танцы и танцевальные пантомимы делятся на шуточные, трудовые и подражательные (птицам и животным).

К более древнему жанру танцевального искусства можно отнести подражательные танцы и танцевальные пантомимы исполняемые до недавнего времени масхарабозами Хорезма. Об этом свидетельствуют наряды масхарабозов, которые наряжаются в шкуру животного и используют маски, изображающие морду животного.

К подражательным танцевальным пантомимам относяться:

  • "Кум-пишик" ("Суслик");
  • "Эчки-уйин" ("Танец козы");
  • "Каптар уйин" ("Игра голубей");
  • "Пишак уйин" ("Танец кошки");
  • "Хўроз уриштириш" ("Бой петухов");
  • "Кучкор уриштириш" ("Бой баранов");
  • "Ғоз" ("Гусь");
  • "Макиён" ("Перепелка").

А к подражательным танцам можно отнести:

  • "Тустовук уйин" ("Танец фазанов")
  • "Чагалок" ("Чайка").

К шуточным танцам масхарабозов можно отнести:

  • "Масхарабоз уфари";
  • "Раталла", "Зумлак";
  • "Бобожоним";
  • "Лязги".

К шуточным танцевальным пантомимам:

  • "Полвон уйин" ("Борцы");
  • "Пурхон".

К комическому жанру также кроме шуточных и подражательных, относятся и трудовые танцы. В них раскрывается характер человека, его профессиональные качества, о чем свидетельствуют даже их названия:

  • "Билама" ("Чабаны");
  • "Баликчи уйин" ("Рыбак");
  • "Чугурма тикиш" ("Выделка чугурмы");
  • "Сартарош" ("Парикмахер");
  • "Чиппирадалли" ("Пекарь");
  • "Ошпаз" ("Повар");
  • "Этикдуз" ("Сапожник").

Артисты исполняют эти танцы с присущим хорезмийцам юмором и завидной наблюдательностью. Исполнитель на ходу может импровизировать.

К цирковым танцам торжественного жанра масхарабозов относятся:

  • "Машъала" (танец с факелами);
  • "Ут уйин" (танец с огнём);
  • "Дорбоз" (танец на канате);
  • "Симдор" (танец на проволоке);
  • "Хуққа уйин" (танец на ходулях);
  • "Пичок уйин" (танец с ножами);

а также шуточные танцы комического жанра:

  • "Магалдак";
  • "Тогора уйин" (танец с блюдом);
  • "Коса уйин" (танец с пиалой).

"Хуққа уйин" (танец на ходулях) считается виртуозным и одним из достаточно сложных видов танца. Стоя на двухметровых ходулях, исполнитель ритмично двигается, подбрасывая ноги в разных направлениях, к тому же еще аккомпанирует себе на кайраках (каменных кастаньетах).

На различных праздниках и увеселениях, посвященных удачной охоте, сбору урожая, военной победе, свадьбе или рождению ребёнка и т.п., обычно исполнялись традиционно-бытовые танцы торжественного и лирического жанров.

Наиболее характерные произведения фольклора, созданные на основе сложившихся традиционных танцевальных структур считаются бытовые танцы. Ритуальные танцы потерявшие своё магическое значение зачастую становились бытовыми. Особое значение в бытовых танцах, в отличие от ритуальных, придавалось импровизации и постоянному художественному обновлению. При этом сохранялись сюжет, пластика танца и его структура, но движения уже наполнялись иным эмоциональным содержанием. Сюжет в бытовых танцах мог быть традиционным или создавался по поводу каких-то событий.

К торжественным традиционно-бытовым танцам можно отнести:

  • "Лязги";
  • "Норим-норим";
  • "Бартаул";
  • "Юз бир";

К лирическим традиционно-бытовым относятся:

  • "Оразибон";
  • "Ушлини уфориси";
  • "Сегани уфориси";
  • "Галалайлим";
  • "Эй мехрибоним";/li>
  • "Лязги".

Лязги - визитная карточка Хорезма


"Лязги" – визитная карточка танцевального искусства Хорезма. Это не просто танец, это целая система, это всегда праздник, праздник для души. "Лязги" бывают торжественными, лирическими, комическими. Отличаются они способом выражения чувств, эмоций, мироощущения, миропонимания исполнителя. В начале танца звучит медленный запев. Танцовщица выходит в размеренном темпе, исполняет движения руками, украшенными зангами.

И неожиданно замирает в статичной позе, приковывая к себе внимание зрителей. Затем на музыкальную фразу поза начинает как бы рассыпаться, и в конце "колена" звучит хорезмский "ключ" (определенная комбинация движений), и танцовщица замирает в другой позе. С каждым новым звучанием музыкальной фразы темп танца убыстряется и каждый раз заканчивается "ключом". Танец поражает огромным количеством инвариантных движений, кажется, что исполнительница на глазах у зрителей сочиняет свой хореографический образ. "Лязги" никого не может оставить равнодушным. Танец покоряет своими яркостью, выразительностью, жизнеутверждающей энергией, вызывая восторг зрителей.

Многим доводилось видеть в архивных видеозаписях танец «Лазги» в исполнении народных артисток Узбекистана Гавхар Рахимовой и Тамары Ханум. Поражала та яркость, эмоциональность, задор и восторг с каким выступали эти удивительные женщины. Тамара Ханум является создателем женского хорезмского танца, выработанного на основе таких танцев как «Мавриш», «Румалим», «Бартавиль».

В 1968 году Гавхар Рахимова организовала и встала во главе республиканского ансамбля танца и песни «Лазги». Богатое наследие, оставленное этими выдающимися деятелями искусства, дает возможность активно развивать современную хореографию Хорезма. Танец живет лишь тогда, когда он исполняется.


Поделиться:

Ищите путешествие?

Организуем путешествие мечты согласно вашему пожеланию, которое запомнится вам на всю жизнь!
Нажимая на кнопку Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Последние новости

Хаст-Имам: Священное Наследие Узбекистана

Хаст-Имам: Священное Наследие Узбекистана

Исследуйте Хаст-Имам, живописный религиозный комплекс в Ташкенте, и откройте для себя его историю, архитектуру и духовное значение с эксклюзивными ...
Сквер Амира Темура: Историческое Сокровище Ташкента

Сквер Амира Темура: Историческое Сокровище Ташкента

Посетите Сквер Амира Темура в Ташкенте с Minzifa Travel и откройте для себя историческое наследие Узбекистана в окружении зелени и красоты.
Монумент Мужества: Символ Непоколебимого Духа Ташкента

Монумент Мужества: Символ Непоколебимого Духа Ташкента

Исследуйте Монумент Мужества, символ стойкости и единства узбекского народа после землетрясения 1966 года в Ташкенте, с экскурсиями от Minzifa Travel.